— 2024 год поставил перед компанией много новых вызовов, и в целом ситуацию последних лет сложно назвать стабильной. Но, с другой стороны, противодействие этим вызовам дает нам возможность повышать свою устойчивость и закладывать новые принципы развития на годы вперед.
Главная проблема российской экономики — кадры. На рынке нет, наверное, ни одной отрасли, которая бы не испытывала дефицита сотрудников. И это не временные затруднения, а новая реальность. В ответ на этот вызов мы начали применять гибридный и удаленный форматы работы. Это позволило расширить HR-воронку и более гибко привлекать к сотрудничеству людей — как из других городов, так и на проектной основе. В условиях, когда локальный рынок труда по ряду специальностей просто пуст, такой подход дал нам возможность нанимать более квалифицированный персонал, который было бы невозможно найти по привычной схеме фуллтайма в офисе. Мы продолжим развивать это направление и в будущем. Наша задача здесь — выстроить процессы таким образом, чтобы можно было полноценно работать с людьми из любой точки страны.
Кадровый кризис вернул нас и к прежней схеме внутреннего развития сотрудников для управленческих и руководящих должностей. Мы вновь стали искать и готовить людей «на вырост» прежде всего внутри компании. К примеру, в этом году три наших сотрудника стали руководителями подразделений. Внутренний рост менеджеров дает очень весомые преимущества по сравнению с внешним наймом. Они быстрее полноценно погружаются в работу, еще на старте хорошо понимают специфику компании, гораздо лучше выстраивают коммуникации с коллегами.
Не самая стабильная ситуация на рынке привела к необходимости оптимизации медиаактивов холдинга. В частности, мы закрыли свой последний печатный проект — газету «Ясно». Она приносила определенные финансовые результаты, но с точки зрения перспектив очевидно, что печатные издания в ближайшие годы будут продолжать стагнировать, требуя при этом немалых ресурсов. Поэтому мы решили переформатировать проект и перезапустить его на более востребованных платформах — соцсетях. Да, на старте это требует бОльших усилий, чем поддержка уже существующего издания. Но по востребованности соцсетей у аудитории и партнеров мы понимаем, что игра стоит свеч, и это долгосрочная история. По той же причине мы разработали и вывели на рынок уникальный продукт — самый большой пул из 20 популярных местных пабликов с суммарной аудиторией более 1 миллиона пользователей. В него входят как наши, так и сторонние ресурсы, и этот формат быстро доказал свою востребованность.
Кстати, эфирному радио, как и прессе, часто пророчат скорое падение и проигрыш онлайн-форматам. Но сейчас мы видим, наоборот, высокий интерес со стороны аудитории и рынка и рекордную доходность. Поэтому мы рассматриваем радио как одну из точек роста для компании. И в 2024 году пул наших станций пополнился патриотическим радио «Гордость». Мы ведем переговоры еще с несколькими проектами и, думаю, в 2025 году сможем предоставить ижевчанам возможность услышать новые интересные станции.
Следующий наш удачный ход 2024 года — увеличение трафика сайтов холдинга и, соответственно, повышение их доходов. В среднем, по данным на октябрь, наши сайты с начала года привлекли на 30% больше уникальных пользователей, чем в 2023 году. Дополнительная монетизация этого трафика, в том числе с помощью внешних систем заработка для издателей, позволила значительно увеличить доходы онлайн-ресурсов. Например, наш флагманский сайт izhlife.ru в текущем году на 500% увеличил поступление средств от внешней монетизации по сравнению с 2023 годом. А в среднем по компании рост доходов к прошлогодним показателям составил около 20%.
Если использовать шахматную терминологию, то одной из самых крупных и ответственных партий года, которую мы провели, стал проект информационной поддержки регионального стенда на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. В его рамках мы участвовали в организации и проведении нескольких крупных активностей, в том числе презентации стенда и Дня региона. И несколько месяцев практически в ежедневном режиме освещали все события стенда, приглашали на него как жителей республики, так и гостей из других регионов, готовили ивенты, презентации и мультимедиа. Всего за время работы выставки стенд Удмуртии посетило около миллиона человек. В этом классном и крутом результате есть немалая доля труда и нашей команды. В целом, направление PR и GR — один из наших приоритетов. Чтобы систематизировать работу с ним и ввести для крупных заказчиков принцип «единого окна», в холдинге уже два года развивается Проектное бюро. Мы успешно работаем с десятками крупных компаний и предприятий, в том числе и по проектам межрегионального и федерального уровней.
В заключение отмечу, что медиарынок сейчас находится на пороге революционных изменений, связанных с внедрением ИИ. И в ближайшие годы мы увидим, что правила игры очень серьезно изменятся. Поэтому для холдинга стратегически важно максимально быстро интегрировать преимущества естественного и искусственного интеллекта. Мы уже внедряем использование нейросетей в редакциях и маркетинге, на очереди — и другие направления.